Известный в научном мире филолог Михаил Красуский ещё в 1880 году пришел к выводу, “...что малороссийский язык не только старше всех славянских, не исключая так называемого старословянского, но и санскритского, греческого, латинского и прочих арийских”.
Работа "Древность малороссийского языка" была опубликована Михаилом Красуский в 1880 году мизерным тиражом. Она не осталась незамеченной специалистами, однако массовый образованный читатель до сих пор не знает о ее уникальные результаты.
Автор - поляк по национальности, польский и российский филолог. В молодые годы переехал с родины в Одессу, долгое время жил здесь ...
Выдержки на языке оригинала : так рельефнее проступает объективный взгляд на возраст нашего языка ученого, для которого, собственно, украинская культура была чужой. Бесспорно, ранее к проблеме вплотную подходили М. Максимович, П. Лукашевич, М. Драгоманов ... Тем не менее решить ее смог только человек с колоссальным знанием ориентальных и европейских языков. Заложенный в заголовок парадокс М. Красуский решил блестяще, и его не опровергнуть даже испытанным методом замалчивания. Несомненно, эта публикация, разрешена цензурой 21 декабря 1879, будет способствовать радикальному пересмотру подходов к индоевропейским языкам не только в Украине, но и в соседних государствах.
Предлагаем вниманию читателей фрагменты статьи, в которых рассматривается происхождение цифр.
"Занимаясь долгое время сравнением арийских языков, я пришел в убеждение, что малороссийский язык Не только старше всех славянских, а не исключая так называемого старославянского, но и санскритского, греческого, латинского и прочих арийских.
А так как культура мало повлияла на малороссийский язык, это не удивительно, что он сохранился более других.
Имеется сомнения, что название чисел, употребляемых всеми арийскими племенами, принадлежит глубокой древности; и если бы мы могли объяснить их (то есть чисел) происхождение, то тем Самым нашли бы ключ для разрешения арийского вопроса.
Один происходит от малороссийского од-вин, или от-он, от него, разумея под этим, что счет начинается от первого пальца руки. Впрочем, это не новость, и вообще признано, что на выражение единицы послужило местоимение. Малор. вин значит он, по-чешски on.., польск. on, ony, у новгородцев встречаем ен, ена (он, она), в санскрите ena (тот), но и у тверских корелов она значит он, а он значит она, по-литовски anas (он), wenas (один). Малор. и русское одно, по-польски jedno, по-итальянски uno, отбрасывает g; так точно и латинское unus, una (один, одна) вместо udnus, udna, греческое en, enos вместо eden, edenos, английское one (один), немецкое ein, французское un. Санскритское una в значении один, одна отыскиваем в форме una, vincanti, undeviginti (девятнадцать), уже испорченной с латинского. Так, заимствование (примеров можна найти много) опровергает мнение тех, которые утвердждают, что Славяне отделились от Индийцев последние. Напротив, Индийцы отделились от нас прежде, чем от Греков, Литовцев и Римлян.
Два, двое происходит от твой, твое, подразумевая здесь второй палец руки – указательный, служащий на означение лица предметов.
Малор. тры проис. от тере, тре (трет), ибо средний палец трет о другие боковые.
Десять проис. от малор. досыть, в новгородском наречии также досыть (достаточно), а это происходит до-сыта, от лат. ad-satis.
Малор. одынадцять проис. от одын-на-десять, или один накладывается на десяти. Наше двадцать тоже происходит от два-на-десять, как тридцать от три-на-десять и проч.
Сто происходит от стой, так точно десять от досыть или достаточно, однако может быть, что от десятый произошло сотый, а отсюда уже сто.
Тысяч проис. от малор. десяч, или десяток, подразумевая здесь десятую сотню.
Кажется, из вышеприведенного сличения мы в состоянии положительно утверждать:
1. Что открытие и название первых десяти чисел, употребляемых ныне всеми арийскими племенами, сделано Славянами, а преимущественно так называемыми Малоросами, или Русинами, от которых, то есть от Киевской Руси, сама же Россия получила свое название.
2. Что открытие это не может считаться очень древним, сравнительно, ибо язык тогдашних Славян, а преимущественно главного племени, был таким же, как ныне малороссийский, а даже тогда уже был частью испорчен. Так, вместо до-сыта уже говорили досыть, вместо тере-той говорили тереть, тере, тре.
3. Что уже тогда наши предки праздновали седмый день.
Если когда-нибудь, нескоро, осуществиться мысль о всеобщем славянском языке, то малороссийский первый перед всем имеет на это право, так как это язык коренной, и потому-то все славянские племена лучше его понимают, нежели другие.
Коль скоро убедимся, что наше слово сделалось достоянием многих народов, даже не арийских, то само собою разумеется, что и первобытная славянская цивилизация, обычаи, установления и религия послужили образцом для других.
В заключение я должен сознаться, что в столь беглом извлечении из моего сравнительного труда я не имел претензий, а даже возможности исчерпать вопрос о происхождении арийских языков, но, тем не менее, все сказанное мною, кажется, не позволяет усомниться в том, что как малороссийский, так и русский (преимущественно народный) языки развились самостоятельно, без помощи так называемого старославянского, еще в доисторическое время, и что первый из них, господствуя в центре славянского мира, наименее между всеми старыми и новыми арийскими подвергся искажению. Что же касается доказательств, основанных на истории, то и летопись нас учит, что св. Кирилл нашел в Корсуни псалтырь и евангелию, рускы писмены писано, и человека обрит, глаголюще тою бесидою.
по материалам :
Journal information